Введение в интерьертерапию

Определяя интерьер как архитектурное и художественно-оформленное внутреннее пространство здания или помещения, мы, тем самым, признаем, что создаваемый руками человека образ внутреннего пространства и сам человек — неотделимы. И более того, без присутствия человека интерьер теряет смысл как таковой, превращаясь в безмолвного свидетеля времени.

Однако, как только в интерьере появляется человек, его динамическая составляющая, наделенная от природы сенсорными системами (зрительной, слуховой, обонятельной, отвечающей за осязание сомато-сенсорной системой, а также, например, системой органов равновесия), то немедленно между интерьером и человеком включаются сложные механизмы взаимодействия.

Сенсорные системы подвергают перманентному анализу окружающую среду, воспринимаемые рецепторами сигналы обрабатываются на нейронном уровне и оказывают самое непосредственное влияние на физико-химические процессы в организме, а следовательно — на жизнедеятельность человека.

И вот уже интерьер, представляющий собой некий пространственный объем, наполненный такими привычными элементами как стены, полы, двери и окна, мебель, и даже домашними питомцами, превращается в активную среду, оказывающую на нас свое каждодневное влияние.

Чутко реагируя на самые малые перемены в окружающей среде, или же это могут быть социальные проблемы, или же, наоборот, какие-то личные успехи и достижения, а также внутренние или возрастные факторы, мы легко подвержены стрессу, который сопровождается дестабилизацией восприятия, десинхронизацией биоритмов, нарушением обычного хода биохимических реакций и, следовательно, физиологических процессов в организме.

Для того, чтобы противостоять стрессовым ситуациям, человек должен быть достаточно сильным духовно и физически, и тогда ему будет сопутствовать божественное чувство гармонии, сопровождающееся стабильными положительными ощущениями.

Однако, такое перманентное состояние радости — стезя немногих, а бóльшая часть человечества пытается достичь его употреблением различных стимуляторов, способствующих высвобождению в организме дополнительного количества специфических молекулярных соединений, активизирующих в том числе лимбическую систему головного мозга, отвечающую как за эмоции, так и за регулировку функций внутренних органов.

Кроме того, тот же самый эффект хорошего настроения достигается путем непосредственного внешнего воздействия на сенсорные системы человека, и, как подтверждение этому, мы наблюдаем необычную востребованность исследований в области хроматотерапии, ароматерапии и т.д.

Получая сигналы от организма о происходящих в нем сбоях, человек, изначально и психогенетически преследуемый целью приведения своих ощущений в состояние гармонии с окружающим миром, подсознательно начинает поиск некоего компенсатора, который бы способствовал преодолению возросших требований и позволил бы адаптироваться к изменению внешних или же внутренних факторов.

Стремление человека к новациям и переустройству уже свидетельствует об активации механизма поиска компенсатора, и, к сожалению, приходится признать, что такое безобидное, на первый взгляд, времяпрепровождение как создание или изменение интерьера (а более полно — “spatium proprium”, т.е. собственного пространственного окружения) — это те же новации, и то же переустройство, и это все тот же поиск компенсатора — заменителя чувств, эмоций, здоровья и благополучия.

Будучи насыщенным элементами, ранее подсознательно избранными на роль компенсаторов и напрямую воздействующими на сенсорные системы, интерьер помимо художественного аспекта и значимости, представляет собой сложнейшую медико-терапевтическую систему, причем отдельные элементы-компенсаторы, по мере исполнения своей роли, постепенно переходят в разряд раздражающих факторов, вызывая новые микрострессы, накладывающиеся на обновленное психическое и физическое состояние.

Вводимое нами понятие “интерьеротерапия©” трактуется как комплексное и постепенное воздействие интерьера с целью позитивной коррекции и нормализации жизнедеятельности человека.

© Шорников А.В., Шорникова Е.Н., 2002

Постоянный адрес статьи